Айкидо представляет собой новое воинское искусство, созданное в 30-40х годах прошлого столетия Морихеем Уэсибой, профессионалом, достигшим мастерства во многих классических японских боевых искусствах. Однако, в том виде, в котором айкидо существует и практикуется в настоящее время во всем мире, оно представляет собой не только эффективное средство самозащиты, а целую систему физического, духовного и нравственного совершенствования личности. От других, рожденных в Японии и ставших интернациональными боевых искусств, айкидо отличается ярко выраженным оборонительным характером, глубокой философией, в основе которой лежит принцип всеобщей гармонии.
В айкидо нет турниров и соревнований. В отличие от спортивных дисциплин, айкидо не является средством достижения победы — главное в этом искусстве сам процесс овладения им, а самое главное в этом процессе совершенствование и духовный рост занимающихся. Принципы, заложенные в айкидо, позволяют остановить агрессора, не причинив ему особого вреда. Отрицая насилие, избегая противоречий с природой, не преклоняясь перед грубой силой, айкидо представляет собой воинское искусство, дающее возможность жить в гармонии с другими людьми, стремиться к единству с окружающим миром и согласию с самим собой. Поскольку система современных ценностей все более подавляет личность, айкидо, как особая форма боевого искусства Японии, приобретает особое значения для нашей эпохи. Оно популярно не только в Японии, но и во всем мире именно потому, что людям близка и понятна основополагающая философия айкидо. В качестве пути физического и духовного развития, айкидо может практиковаться любым. В додзе вместе тренируются самые разные люди независимо от возраста, пола и физических возможностей.
Наряду с популярностью в качестве жизненного пути совершенствования личности и физического оздоровления, айкидо представляет собой средство обезопасить жизнь от стрессов и предлагает нечто недостающее нам в современной лихорадочной повседневной жизни. Подобно тому, как становятся обыденностью путешествия, работа и учеба за границей, распространение айкидо приобретает интернациональный характер. Поскольку это искусство, являющееся продуктом культурного наследия, способно содействовать миру и процветанию, и не ограничено какой-либо одной нацией и народностью, совершенно очевидно возрастание роли айкидо в современном мире.
Айкидо В буквальном переводе с японского АЙКИДО означает Путь (До) Гармонии (Ай) с Жизненной Энергией (Ки) и, по традиции, считается одним из видов БУДО (дословно «путь воина», в более широком смысле совокупность традиционных воинских искусств Японии). Айки, первая часть слова Айкидо, состоит из двух иероглифов: аи, который означает «встречаться, смешиваться, присоединяться, гармонизировать», и ки, слова со множеством значений, означающего в данном случае «дух» и «жизненная энергия». Айки всегда было центральной темой восточной философии.
Айки в видении Морихэя Уэсибы очень близко к таким понятиям западной философии как целостность и гармония. Интеграция, объединение — тела и духа, себя и другого, человечества и природы, красоты и правды — это условие, к которому должны стремиться все люди. Единство — это также моральное состояние: тот, кто един, может действовать самым лучшим и самым честным способом.
Гармония — это «соответствие одного другому». Древние философы запада также постигли гармонию сфер и процесс, в котором все элементы сами организуются в великое целое. Гиппократ писал: «Все вещи находятся во взаимном соответствии». На языке современной физики это звучит так: Вселенная представляет собой (и всегда представляла) совершенно уравновешенную энергетическую систему«.
Интуитивное знание того, что «все вещи находятся во взаимном соответствии», было общим убеждением как на востоке, так и на западе. Трагическим образом, современная цивилизация была отравлена ошибочным утверждением, что жизнь — это всего лишь интенсивное соперничество между видами, в котором выживает только сильнейший. Бесспорно, жизнь — это всегда испытание, и люди, чтобы выжить, должны быть физически и ментально приспособленными (это одна из причин, почему мы занимаемся Айкидо). Однако пагубная точка зрения на наше существование как на постоянную битву с врагами, которых нужно либо покорять, либо полностью уничтожать, явилась прямой причиной эксплуатации и разрушения как человечества, так и окружающий среды, с такой силой проявившихся в девятнадцатом и двадцатом веках.
Упор на необходимость быть «победителем» любыми средствами и любой ценой по большей части уничтожил благородный идеал «спортивного мастерства» в современной атлетике. Морихэй Уэсиба писал: «Спорт в наши дни хорош только для физических упражнений — он не тренирует всего человека. С другой стороны, практика айки воспитывает отвагу, искренность, верность, великодушие и красоту, а также делает тело сильным и здоровым». В традиционном Айкидо нет формальных соревнований, а поэтому нет «победителей» и «побежденных». Многим людям очень сложно принять эту позицию. Даже некоторые из самых близких учеников Морихэя Уэсибы не соглашались с мастером по этому поводу. Они настаивали на организации определенного рода соревнований, которые проводились бы либо в форме турниров по Дзюдо, либо по бальной системе олимпийских состязаний.
Однако Морихэй Уэсиба до самого конца придерживался мнения, что айки — это сотрудничество. В каждом упражнении Айкидо партеры по очереди становятся нападающими и защищающимися, победителями и побежденными. Таким образом, тренирующийся очень многому учится, на собственном опыте постигая обе стороны конфликта, изучая способы его нейтрализации. Айки, как средство исцеления, означает возвращение к жизни и прилив энергии. Лучшие доктора любых культур понимали, что правильный диагноз по большей части зависит от настроенности на пациента, позволяющей почувствовать, что на самом деле пациента беспокоит. Только после этого могло быть предложено соответствующее лечение. (В старые времена в Японии определенный тип айки использовался для приведения в чувство людей, потерявших сознание в результате несчастного случая или комы.) Морихэй Уэсиба часто говорил о целительных восстанавливающих свойствах тренировок айки: «После хорошей работы у вас должно быть больше энергии, чем было в начале!»
Технически айки — это своевременное, адекватное реагирование на любую атаку. В додзё человек пытается плавно объединиться с атакующей силой, используя лишь необходимое количество движения, баланса и силы. В повседневной жизни человек старается как можно лучше приспособиться, реагируя на различные жизненные испытания с острым чувством айки. Ключевая для становления восточных культур, концепция ки (ци по-китайски) на Западе стала известна сравнительно недавно. Однако ки не так-то просто дать определение на любом языке. Ки — это активная действующая сила творения: «Мириады вещей, несущих инь и включающих в себя ян, достигают посредством ки гармонии». Таким образом, ки синонимично самой жизненной силе: «Если есть ки, то это жизнь. Если нет ки, то это смерть». Как животворящий принцип, ки заставляет мир функционировать, в этом смысле ки — это универсальная энергия. Морихэй Уэсиба излагал космические принципы ки не только в общих выражениях, но и подбирал слова для описания более определенных условий. Ки означает живость и здоровье, как это выражено в японском слове гэнки, «первоначальное ки». Практика Айкидо, учил своих учеников Морихэй Уэсиба, способствует развитию этой первоначальной ки и поддерживает в человеке жизненные силы и здоровье. Человек также должен научиться фокусировать ки: «Сила пребывает там, где ки сконцентрирована и стабильна; смятение и злоба царят там, где ки бездействует». Ки также показывает «отношение» человека к вещам. Позитивная ки необходима для ментального и физического здоровья. Еще одно значение ки — это чувствительность, восприятие сил, которые нельзя увидеть глазами — например, электрический ток и звуковые волны на физическом уровне и ауру на духовном уровне.
Ки, подобно магнитному полю, может иметь различную степень интенсивности. Человек обладает большим ки, чем стебель травы, а у здорового человека ки больше, чем у больного. Уровень ки в любом живом организме зависит от двух факторов: степени его сложности и уровня организации.
Организовать — значит соединить и направить в нужное русло, другими словами скоординировать. Координация — это совместная работа всех частей тела. (По крайней мере, части тела не должны воевать друг с другом). Ни в ки, ни в ее развитии нет ничего эзотерического. Просто для развития ки нужно хорошее физическое и ментальное здоровье, позволяющее сознанию и телу работать в гармонии. Существует широкий спектр упражнений, которые можно использовать для улучшения координации. Природа упражнений относительно не важна. Если практикуется достаточное их количество, чтобы охватить весь спектр движений тела, то улучшение обязательно произойдет. По мере того как тело будет учиться работать согласовано, жизненная сила будет увеличиваться.
Конечно, можно выполнять определенные упражнения на развитие ки и на ее «тестирование», однако Морихэй Уэсиба рекомендовал позволять силе ки развиваться естественно и полно в контексте регулярных тренировок Айкидо.
До, последняя часть слова Айкидо, символизирует как отдельную «дорогу», по которой шагает человек, так и универсальный «путь» философских принципов. Это культурная дорога Айкидо — порядок действий, основанный на идеалах и классических техниках Основателя, Морихэя Уэсибы. Путь Айкидо включает в себя более широкий диапазон жизни. Он охватывает наше взаимодействие с другими людьми за пределами узкого мира додзё, наше отношение к обществу в целом, наше обращение с природой.
До, путь, есть метод, учение, дающее возможность понять в полной мере природу своего сознания. Это путь, ведущий к раскрытию изначальной природы человека, к пробуждению от оцепенелости спящего эго. На востоке этот путь стал высшей моральню и сущностью большинства религий и философий.
Расписание и залы вы можете найти на страничке Расписание
Надпись айкидо состоит из трех иероглифов: Ай, Ки, До. Иероглиф Ай — это гармония, Ки — это энергия духа или жизненная энергия, До — это путь. Таким образом, айкидо на русский язык можно перевести как «путь гармонии духа».
Айкидо — это не фитнес, а боевое искусство, и на тренировках Вы будете испытывать существенные физические нагрузки. Поэтому имеется ряд медицинских противопоказаний для занятий айкидо. Среди них:
- острые инфекционные заболевания;
- обострение хронических заболеваний;
- кровотечения;
- сердечно-легочная недостаточность;
- сердечно-сосудистая недостаточность;
- тромбоэмболия;
- выраженный болевой синдром;
- ранний послеоперационный синдром;
- травмы опорно-двигательного аппарата (ранний период);
- беременность;
- ранний послеродовой период.
Во всех остальных случаях мы рекомендуем Вам посоветоваться с лечащим врачом и обязательно поставить в известность инструктора о состоянии своего здоровья. Каждый занимающийся должен иметь медицинскую справку, заверенную врачем, в которой должно быть указано: «Для занятий айкидо противопоказаний нет».
Заниматься айкидо может любой желающий начиная с 6 лет. Верхний возрастной предел не ограничен. Айкидо уникально тем, что начать им заниматься можно в любом возрасте.
Начинать заниматься айкидо можно с любым уровнем физической подготовки. Кроме того, с помощью айкидо Вы можете значительно улучшить свое физическое состояние.
(по книге М. Саотомэ «Додзе: оазис духа»)
Впервые входя в традиционное додзё боевых искусств, житель Запада обычно чувствует себя неуютно из-за непривычных поклонов и различных проявлений этикета. Ему все это может показаться слишком преувеличенным, несерьезным и ненужным. И тем не менее каждый пункт этикета по своему происхождению связан с личной безопасностью и общим благополучием.
Повседневная жизнь полна принятых в обществе нравов и обычаев, которые позволяют людям вступать в общение друг с другом и сводят к минимуму возможность неправильного понимания. Это тем более важно в военном обществе, где насилие сдерживается лишь строгим кодексом чести и жесткой социальной структурой. Этикет является регулирующим фактором, и в феодальных обществах он часто служил узкой линией, которая проходила между жизнью и смертью.
Когда вы входите в додзё, вы входите в другой мир, мир воина. Он может быть местом, где царит уважение и дух товарищества, но он может быть также местом, где царит паранойя и недоверие. На мате айкидо атакуют нас и атакуем мы, повышая свою способность реагировать инстинктивно. Именно скрытый этикет и общественные нравы и позволяют нам соблюдать при этом безопасность и дисциплину, перенаправлять свои агрессивные реакции и развивать сострадание и уважение.
Ниже приводятся страницы из руководства по тренировкам, которое выдается каждому новичку, входящему в додзё. Они собраны моими старшими учениками. Мне кажется, что соблюдать эти правила при занятиях айкидо необходимо.
Айкидо — это не спорт. Это дисциплина, воспитательный процесс для тренировки ума, тела и духа. Настоящей целью является не физическая техника, а приобретение инструмента для собственного совершенствования и духовного роста.
Додзё, где занимаются айкидо, не является спортивным залом. Это место, где изучается учение Учителя Морихэя Уэсибы. Это не место для проявления своего эго, это место, где поднимается и очищается тело, разум и дух человека. Крайне важным для всего процесса обучения является соблюдение уважения, искренности, скромности и создание соответствующей атмосферы, и, поскольку айкидо — это военное искусство, все это крайне важно и для безопасности каждого участника.
Для поддержания этой атмосферы необходимо соблюдать следующие правила, которые являются жизненно важными для вашего изучения айкидо.
- Айкидо не имеет ничего общего со спортом. Додзе — это не спортзал. Сюда ходят не для самоутверждения, а для того, чтобы развивать свой ум, дух и тело.
- Долг каждого занимающегося — вести себя так, чтобы в додзе царила атмосфера взаимного уважения.
- Додзе не может использоваться ни для каких иных целей, кроме как для регулярных занятий Айкидо. И только с разрешения Учителя.
- Уборка зала — необходимый элемент тренировки. За чистоту зала отвечает каждый.
- Входя в додзе и выходя из него, совершите поклон в направлении шомена. Ступив на татами, совершите поклон из сейдза в направлении шомена.
- Если вы опоздали к началу тренировки, подождите, пока Учитель не разрешит вам присоединиться к остальным. Старайтесь при этом не отвлекать внимание товарищей.
- Слушайте то, что вам говорит Учитель и выполняйте его указания. Прерикания и споры не допустимы.
- Уважайте необходимые для занятий вещи и инвентарь. Кимоно должно быть чистым и иметь опрятный вид. Никогда не прикасайтесь к оружию партнера без разрешения. Никогда не одалживайте у кого-либо кимоно или оружие. Если вы носите украшения, вы должы их снимать перед тренировкой.
- Не расхаживайте по татами ни до занятий, ни после. Татами, для тех кто пришел тренироваться.
- Татами не место для состязания в силе. Будьте внимательны. Помните о безопасности партнера и о своей собственной.
- Если вы не уверены в том, что делать в конкретной ситуации, спросите старшего ученика или просто следуйте примеру своего старшего.
Нет. Спарринги в айкидо не проводятся. Необходимо понимать, что айкидо — это не спорт. Здесь нет правил, здесь нет ограничений. Поэтому на тренировках у нас практикуется рандори — это свободная техника от заданной атаки нескольких человек.
Рандори можно условно разделить на несколько уровней сложности, каждый из которых отличается задачами и степенью условности:
- Перед защищающимся ставится задача — уход с линии атаки или выполнение определенной, заранее оговоренной техники. Нападающие выстраиваются друг за другом и по очереди начинают атаку. Защищающийся должен четко выполнять заданную технику от всех атак.
- Нападающие окружают защищающегося. Защищающийся знает, какая будет атака, однако не знает, кто именно будет атаковать. Задача защищающегося прежняя — выполнение заранее заданной техники.
- Задача защищающегося не просто выполнить определенную технику, но отражая одну атаку, необходимо занять наиболее выгодную позицию для пресечения нападений других соперников.
- Атака и техника защиты не регламентируются. Защищающийся уже не ждет атаки соперника, а сам диктует условия взаимодействия с нападающим.
На тренировках в федерации изучается работа с традиционным для айкидо оружием — боккеном, дзё, танто.
Правильный путь тот, который подходит Вам.
Изучая броски необходимо изучать и умение падать. Укеми — это страховка при падении. В айкидо существуют следующие базовые виды страховок:
- Маэ-укеми — страховка при падении вперед, кувырок вперед.
- Уширо-укеми — страховка при падении назад, кувырок перекатом через спину назад.
- Ёко-укеми — боковая страховка при падении в сторону.
Укеми необходимо для того, чтобы сохранить свое здоровье как на тренировке, так и вне зала, в бытовых условиях.
Набор в группы для новичков обычно начинается с середины сентября и до января месяца.
При огромном желании начать заниматься с середины учебного года, стоит индивидуально проговорить с тренером (инструктором).
Для первого месяца занятий подойдут обычные спортивные штаны и футболка, обязательно наличие сменной обуви (тапочки,сланцы), для того, чтобы дойти от раздевалки до татами. При желании заниматься в дальнейшем, стоит приобрести доги (кимоно). Занятия проходят босиком,или в носках.
Томас Мартикайнен (Tuomas Martikainen)
Q: Айкидо — это религия?
A: Ну, сначала давайте определим, что такое религия. Для начала заметим, что «религия» в общем понимании — западная концепция, пытающаяся описать одну из сторон нашей жизни. На Западе, «религия» это обычно определение действий (например молитвы) и действующих лиц (например церковнослужителей), соединяющих человека с чем-то сверхчеловеческим, например божеством или духом, с тем, что не может быть обнаружено научными методами. В этом смысле религия это реальный фактор в жизни людей, связывающий западное общество и отражающий его социальные структуры и институты.
В академических исследованиях также применяется определение религии, в котором некоторая форма сверхестественного есть основа определения религии. Существуют и другие точки зрения, но они не относятся к существу вопроса о природе айкидо.
Например, Мелфорд Спиро(Melford Spiro) утверждает что «религия это институт, содержащий шаблоны взаимодействия с моралью, данной сверхчеловеческим бытием». Таким образом, религия социальна и восходит к сверхчеловеческому существованию.
Q: Религия это только установка на стремление к сверхестественному, данная нам через обычаи?
A: И да и нет. Есть несколько основных черт, но есть и другие признаки. Религия как явление может быть развито в различных плоскостях. Религиозность можно рассматривать как совокупность различных измерений (Charles Glock). Это ритуальные, идеологические, эмпирические, интеллектуальные и этические стороны религиозности. Различные религии и разные люди развивают эти стороны в разной степени. На Западе, склоняются к тому, что истинная религия может исходить только от «верующих». Хотя, даже если это и есть истина с нашей точки зрения, это может быть не совсем так. Религия это сложное явление, и очень сложно сказать, что кто-то не религиозен, если он/она не следует установкам одной конфессии, но следует другим правилам.
Q: Так что же такое айкидо? Религия?
A: Это весьма интересно. Айкидо это японская традиция, претендующая на обладание духовной составляющей, даже при том, что оно представляет собой в основном физическую активность. В любом случае, аргументы за то, что айкидо не может быть религией с западной точки зрения, потому что не попадает под западные определения (например религии), представляются мне натянутыми. Почему? Просто потому что мы занимаемся айкидо на Западе, и это естественная часть нашей жизни. Мы не становимся японцами в процессе тренировок, это совершенно ясно. Таким образом, сегодня мы должны принять айкидо как «западное» явление.
Айкидо претендует на объединение тела и духа не обычным для Запада путем. Говорится о «гармонизации тела и души, или духа, с бесконечной жизненной силой вселенной», или что-то в этом духе. Это достигается суровыми и длительными тренировками. Так, жизнь основателя айкидо Морихея Уэсибы, изобилующая мистическими случаями, превратилась в легенду. Таким образом, с западной точки зрения, айкидо продвигает идею достижения сверхестественного, установления контакта со сверхестественным миром. Таким образом, если кто-то решится последовать пути основателя, он заметит, что этот путь очень похож на путь святого, например католической церкви.
Даже основной идеал айкидо, состоящий в гармонии и мире с окружением, звучит, по-моему, весьма религиозно, как в проповеди священника.
Q: Так айкидо это религия?
A: Ну, можно сказать, что айкидо и религия имеют много сходных черт, но, можно после всего сказанного отметить и кое-что еще. Занимающиеся айкидо весьма сведущи в традиции и обычно весьма хорошо знают историю и философию своего искусства, но для подавляющего большинства айкидо просто хобби. Айкидо — искусство размышлять о жизни, но это не единственная его цель. Так, есть несколько соперничающих определений природы айкидо. Некоторые определяют духовные аспекты, некоторые — физические. В большинстве додзе философские или духовные аспекты не развиваются, а внимание уделяется только физическим тренировкам.
Если сравнить организации айкидо с разнообразными конфессиями, то можно увидеть, что айкидо не похоже на большинство из них, так как религиозные конфессии обычно делают упор на социальные аспекты общества в отличие от айкидо. Занятия айкидо индивидуальны для становления вашей физической формы и для обучения вашему взаимодействию с другими людьми. Основу занятий айкидо можно увидеть, когда «атакующий» захватывает руку «жертвы». Изменяется физическая информация и чувства должны вести технику. Цель — освободиться, помогая атакующему, но способ выбираете именно вы.
Q: Так айкидо это не религия?
A: Я вижу, что вы нетерпеливы, но подождите минутку. Жизнь это не простые и короткие ответы, ведущие ко лжи частичного понимания. Айкидо сложно, религия сложна, и жизнь тоже сложна. Моя цель — показать что многие вещи напоминают о религиозности айкидо, в особенности проявляющиеся в повседневной жизни людей, независимо от того, является ли айкидо религией. Но вообще айкидо не религия и большинство занимающихся не воспринимают его как релиию. Для немногих айкидо может быть религией, но при этом отличной от большинства «нормальных» конфессий.
Но мне представляется интересным, что занятия айкидо, как и чтение, дают новый толчок к пониманию человеком самого себя. Идея общности тела и духа в основном восточная по происхождению, проникает сейчас в западные страны частично благодаря айкидо. Занятия айкидо также отражают тенденцию индивидуализации, в которой выделяется жизненное пространство человека, и люди создают свою собственную «постмодернистскую» жизненную философию базирующуюся на традициях, отличных от общепринятых, но это уже другая история.
Q: Хммм, извините, но мне пора. Было приятно выслушать ваше мнение. До свидания.
A: Я рад, что вы пришли к этому решению. Кстати, занятия айкидо усиливают вашу терпеливость, потому что цель далеко далеко впереди. До свидания.
Айкидо но сэйшин
Айки това Ай нари.
Тэнчи но кокоро о моттэ вага кокоро то ши,
Бан’юайго но дайсэишин о мотте,
Дзико но шимэй о кансуй сурукотокосо,
Бу но мичи де аранэба нарану.
Айки това дзико ни учикачи,
Тэки о шитэ татакау кокоро накарашиму,
Ина, тэки сономоно о накусуру
Зеттайтэки дзикокансей но мичи нари.
Шикоушитэ буги ва тэн но рихо о карада ни уцуши
Рэйнику иттай но шидзоке ни итаруно ваза де ари
Дотэй де ару.
Дух Айкидо
Айки есть проявление Любви.
Путь Будо — это единение своей души с душой Земли и Неба,
И, одновремное, полное выполнение своей миссии,
Имея великий дух любви ко всему.
Айки есть преодоление самого себя
И избавление от чувства атаки врага.
Нет! Это должно быть путь совершенствования самого себя
И уничтожение даже самой сути его существование.
И тогда техника айки привнесет в твое тело Законы Космоса
И путь к достижению совершенного слияния души и тела.
- Где находятся залы и какое расписание занятий?
- Что означает айкидо?
- Существуют ли ограничения по здоровью для занятий айкидо?
- Существуют ли возрастные ограничения для занятий айкидо?
- С каким уровнем физической подготовки можно начинать заниматься айкидо?
- Каковы правила поведения в зале?
- Проводятся ли в айкидо спарринги?
- Проводятся ли занятия с применением оружия или только рукопашный бой?
- Разные инструкторы учат по-разному. Какой же путь правильный?
- Для чего необходимо изучать укеми?
- Когда можно начать заниматься?
- Какая нужна форма для тренировок?
- Религия ли Айкидо?
Для тех кто серьезно настроен заняться айкидо, мы рекомендуем
изучить
Пособие по айкидо, составленное нашими мастерами на
основе долгих лет
практики и преподавания. Посмотреть содержание